Киров

Жизнь за чужой счет

01.10.2015


В Кирове управляющие компании преспокойно живут в долг. Потребляют газ, воду и теплоэнергию от ресурсоснабжающих организаций, но деньги за них перечислять не торопятся. А когда сумма долга становится достаточно внушительной, одним махом «забывают» про нее или вовсе отказываются.

При этом управляющие компании свято следуют заветам Остапа Бендера, которой, как известно, крепко уважал Уголовный кодекс. Он же, к слову, говорил, что знает 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения.

Был ли в этом внушительном списке тот метод, которым пользуются в Кирове, неизвестно. Если нет, то перечень можно и дополнить.

Прямо сейчас «Кировской теплоснабжающей компании» должны за теплоэнергию почти 1 миллиард 800 миллионов рублей. Более полутора миллиардов из этой суммы на совести компаний сферы ЖКХ (при этом у некоторых УК сумма долга составляет сотни миллионов рублей, у других — десятки миллионов).

Правда, в интервью RegNews председатель регионального отделения партии «Яблоко» Дмитрий Махнев заявил, что эти цифры — не окончательные и еще подлежат уточнению: «Называемые в городе суммы по 100-200 миллионов у отдельно взятых УК просто не укладываются в разумные цифры. По моему мнению, тут есть большая доля введения в заблуждение. Называть цифры долга можно только по решению суда, и далеко не факт, что пугающие суммы в полном объеме будут признаны. На практике получается около 70%».

Пусть даже 70% — все равно суммы получаются более чем внушительными. Если брать долг в 200 миллионов, то с поправкой на слова Дмитрия Махнева выходит 140 миллионов.

Еще 175 миллионов числятся за городскими ЖСК и ТСЖ. Сами жители на фоне этих должников выступают достаточно скромно. Кировчане недоплатили КТК «всего» 11 миллионов рублей.

Кризис с платежами за тепло уже приобрел признаки хронического. Вот только у ресурсоснабжающей организации (РСО) резервы не бесконечные. Как долго компания может работать «за спасибо» и при этом выплачивать своим сотрудникам зарплату, ремонтировать теплосети и так далее?

Свидетельством тому, что запас прочности (и терпения заодно) у КТК — величина определенного объема, стали объявления, которые в середине сентября появились на дверях подъездов городских домов. Компания по одному и тому же шаблону (менялись только адреса да суммы) сообщала, что «исполнитель коммунальных услуг, управляющий вашим домом, имеет задолженность за отопление в сумме… из-за чего ваш многоквартирный жилой дом не готов к подключению тепла и вхождению в осенне-зимний период 2015-2016 годов».

Как видите, текст составлен так, что создается ощущение: отопительного сезона не видать, пока управляющая компания не оплатит долги. А поскольку она эти десятки (или сотни) миллионов рублей не вернет, то мерзнуть придется долго.

И многие поняли сообщения именно так. В городе начала подниматься волна паники (на что, собственно говоря, и был расчет Кировской теплоснабжающей компании). Впрочем, скоро последовало опровержение от людей, разбирающихся в ситуации и знающих законы: КТК не имеет права оставлять людей без тепла, а сообщения расклеены для того, чтобы жильцы начали атаковать свои УК и требовать расплатиться с долгами.

Можно сказать: не самый красивый прием со стороны ресурсоснабжающей организации — решила чужими руками свои деньги отвоевать. А можно сказать больше: какова же ситуация с долгами, если КТК уже решилась и на такие шаги?

И в самом деле, ведь долги эти не возникли в одночасье. Они накапливались постепенно. Так что же, у компании-кредитора в самом деле просто закончилось терпение, да и денег на собственные нужды перестало хватать, как мы говорили в начале статьи?

Что касается терпения, то это, судя по всему, на самом деле так. А вот что касается финансового положения РСО, то, по мнению лидера Кировского «Яблока» Дмитрия Махнева, здесь все не так однозначно: «Если бы ситуация была такая плачевная, как они показывают этими долгами, так им бы уже давно остановиться надо и закрыться. Цена на ресурсы, скорее всего, так завышена, что с лихвой покрывает все долги. Вот простая математика: РСО далеко не убыточны, они постоянно растут и модернизируют себя, показывают прибыль, платят зарплаты и т.п. То есть, получается, им вроде бы как на все хватает и даже с прибылью, а вот эти долги, которые висят годами, это уже, наверное, еще раз прибыль».

Проще говоря, денег много не бывает. А еще в КТК увидели опасность потерять в самом ближайшем будущем все шансы на хотя бы частичное погашение задолженности некоторыми управляющими компаниями Кирова. И тут мы подошли вплотную к самому интересному: к механизму, позволяющему управляющим компаниям жить за чужой счет.

Схема проста. Когда долги УК подходят к «потолку», создается ее двойник — компания с теми же учредителями и порой очень похожим названием. В эту компанию переводятся все дома от старой, погрязшей в долгах. Жильцы платят по новым реквизитам «чистой» УК. Компания-должник не ведет никакой деятельности и фактически мертва. Но на банкротство кредиторы не подают: им это невыгодно.

«Хуже всего то, что в УК нет ничего, кроме уставного капитала, да и того может не оказаться в наличии. По сути дела, УК исполняет функции по управлению, т.е. нанимает подрядчиков и смотрит за ними. Все технические ресурсы у них… Взыскать с самой УК нечего, и о банкротстве речи не идет», — говорит Дмитрий Махнев.

И в самом деле, можно привести пример такой «голой» кировской компании. Это ООО «УЖХ». Сейчас у него остался один учредитель, чей уставной капитал — 500 рублей. Да, именно так, мы не упустили ни одного нуля. Организацию можно легко выкупить, а затем ликвидировать.

Эта же компания является и наглядной иллюстрацией схемы, описанной выше. Уже создан двойник — ООО «УЖХ города Кирова». Пока что у новичка нет домов под управлением, но это, надо полагать, дело времени: у компании, которой он пришел на смену, домов — около 300. Так что вскоре ООО «УЖХ» сможет спокойно впасть в кому вместе со своими долгами.

Так почему же в ОАО «Кировская теплоснабжающая компания» так забеспокоились, что стала листовки расклеивать и панику среди кировчан поднимать? Не исключено, что причиной стал иск о банкротстве УК «Управляющая компания Ленинского района города Кирова». По имеющимся данным, ее долг перед КТК — около 230 миллионов рублей. Даже если в итоге от этой суммы останется 70 процентов, речь все равно идет об очень больших деньгах.

Понятно, что в арбитражный суд пошел не кредитор и не собственник. Первому это невыгодно, второму попросту ни к чему: его и текущее положение вещей уже который год устраивает.

В арбитражный суд обратился один из подрядчиков, который выполнял заказы управляющей компании. То есть, по сути, такой же кредитор, как и «Кировская теплоснабжающая компания». Оценим разницу. Одна компания преспокойно живет и развивается, несмотря на то, что ей никак не вернут долги в сотни миллионов рублей. Другая вынуждена обратиться с иском о банкротстве должника, чтобы получить с него хоть что-то. Логика подсказывает, что без этих денег уже сам подрядчик оказывается в сложном финансовом положении. Тут самое время вспомнить слова Дмитрия Махнева о том, что РСО даже без возвращения долгов не бедствует.

Не бедствует, но от шанса вернуть деньги (хотя бы частично) отказываться глупо. А что, если и подрядчики и других УК-должников подадут иски о банкротстве? Вот, возможно, и ответ на вопрос о причинах акции с листовками: заставить УК заплатить хоть что-то, пока гром не грянул.

Впрочем, у РСО все равно есть выход.

О нем RegNews рассказал Дмитрий Махнев: «В случае, если РСО так и не получит долги (а она в большей части их не получит), это однозначно скажется на нас. Скажется очередными подъемами стоимости ресурсов. РСО сумеют надавить на любую власть, требуя различных дотаций из бюджетов, прикладывая распечатки долгов и объясняя, что для них необходимы деньги, которых нет, или все встанет. На дотации и различные вливания бюджетных средств как таковых практически нет, поэтому регионы пойдут на повышение тарифов. И как всегда, в повышении тарифа не будет значиться, что он поднят по причине погашения долгов. Долги так и останутся и будут дальше расти. В конечном счете оплатим это мы, потребители: либо своими налогами, либо своими зарплатами».

И одними дополнительными расходами последствия для жителей не заканчиваются. Если можно делать долги, затем создавать новую компанию и продолжать с ней с чистого листа заниматься тем же самым, то зачем при этом качественно обслуживать дома? Жильцы все равно никуда не денутся. По крайней мере, если речь идет о крупных УК, которые управляют сотнями домов (имея долю на рынке в десятки процентов, можно с полным основанием считать, что контроль — в ваших руках).

К чему приводит такой подход к делу, представить достаточно просто. Аварии учащаются, сроки их ликвидации растут. Да и то ликвидируют по принципу «обойтись малой кровью».

«Бывают ситуации, когда для устранения течи воды в одной квартире останавливают целый дом на несколько дней, потому что нет возможности отключить один стояк. А потом выясняется, что стояк до такой степени проржавел, что нужно менять его целиком. На это нужны деньги — удовольствие не из дешевых, а денег, если они постоянно выводятся, нет. Материалов нет. Слесари это знают, но делать-то нужно, и поэтому вместо нормального ремонта люди получают временные заплаты, вставки и т.п.», — говорит Дмитрий Махнев.

Напоследок хотелось бы отметить следующий факт. Собственником «УК Ленинского района города Кирова» (против которой подан иск о банкротстве) является АО «АТП». Оно, в свою очередь, на все 100 процентов принадлежит городу. А у кандидата в банкроты есть своя «дочка» — «УК Ленинского района». Выходит, все эти три компании можно считать городскими.

На четверть городской (25 процентов уставного капитала) была и ООО «Управляющая компания Нововятского района города Кирова». Эти 25 процентов принадлежали кировскому МУПу «РИЦ». То есть чиновники были обязаны следить за состоянием УК и предотвращать ее банкротство, так как это угрожало оставить жильцов компании без обслуживания (а на тот момент под управлением организации было около 500 домов).

Не предотвратили, и в самом конце прошлого года компания с задолженностью более трехсот миллионов рублей была объявлена банкротом. А ее дома по большей части перешли наследнице — УК с очень похожим названием. Не правда ли, мы с вами уже где-то об этом говорили?

Как видим, чиновники, мягко говоря, не очень хорошо справляются со своими обязанностями.

«Это не просто урон репутации (администрации Кирова — прим. RegNews), это отсутствие коммерческих инвестиций. Предприниматель уже никогда при действующей власти не приведет свои инвестиции — исходя из ситуации с банкротствами и полным игнорированием со стороны властей города», — разводит руками Махнев.

Что имеем в итоге? Во-первых, прямые потери экономики города — это те сотни миллионов долгов, которые или висят на компаниях-призраках мертвым грузом, или и вовсе похоронены вместе с банкротами. А во-вторых, потери потенциальные — это те деньги, которые могли бы прийти в Киров, если бы предприниматели видели: в городе играют по понятным и строго соблюдаемым правилам, а чиновники и законодатели готовы вовремя и грамотно реагировать на сигналы о каких-либо выявленных недостатках.

Счет уже надо вести на миллиарды рублей. Попробуйте только представить, сколько полезного можно было бы сделать для Кирова и его жителей на эти средства.

Источник: RegNews.ru